Суббота, Ноябрь 25, 2017
Главная / Культура / «Offелия» – сила и слабость чистой души

«Offелия» – сила и слабость чистой души

«Наш мир» играет спектакль, где кровь на сцене – самая настоящая

«Offелия» оказался для меня спектаклем неожиданным. Не столько потому, что это «Гамлет», только про Офелию, — об этом предупредило название. А вот то, что это спектакль почти без слов, — пластическая драма, к этому я была не готова. Сразу резюме: и хорошо, слова там были бы лишними.

Хотя режиссер Никита Чурилов (г.Москва) и задумывал спектакль с учетом даже совсем неискушенного зрителя: «Пусть каждый поймет своё и даст свою интерпретацию», я бы все же рекомендовала хотя бы в общих чертах быть знакомыми с великой классикой, с шекспировским «Гамлетом». Это даст возможность полностью, не отвлекаясь на додумывание перипетий сюжета, включиться в переживание удивительного действа.

Пластическая драма — это драматический спектакль, построенный  на пластических средствах выражения. Режиссер Гедрюс Мацкявичюс,  основоположник этого направления сценического искусства, говорил: «Взгляд, жест, поза, едва уловимое движение тела „обнажают“ человека неизмеримо больше, чем это могут сделать слова». После просмотра «Offелии» готова подписаться под каждым его словом!

В центре спектакля – Офелия, в трагедии Шекспира персонаж второстепенный. Но здесь, по задумке режиссера, мы видим историю девочки, которая  не поняла, не приняла и не смогла жить во «взрослом», жестоком мире. Язык тела — на высшем уровне, на потрясающем! Какими словами передать беззаботную радость, которой вначале наполнены отношения Гамлета и Офелии? Какие буквы выразят ужас и безысходность страшных новостей? А одиночество в толпе? Отчаяние гибели самых светлых надежд?.. Конечно, совсем без слов в спектакле все же не обходятся. Но они настолько  усилены энергетикой пластики, что после финальной сцены  гибели Офелии многие зрители выходят из зала с дрожью в коленях.

Спектакль "Офелия"

Она старалась по ветвям развесить
Свои венки; коварный сук сломался,
И травы, и она сама упали
В рыдающий поток. Ее одежды,
Раскинувшись, несли ее, как нимфу;
Она меж тем обрывки песен пела,
Как если бы не чуяла беды
Или была созданием, рожденным
В стихии вод…

Офелия

По-моему, «Offeлия» – это спектакль о силе и слабости чистой души. О слабости – потому что она не выжила, столкнувшись вплотную с реальным и жестоким миром, и о силе – потому что она ушла в другой мир торжествующей, поющей… А еще потому, что эта чистота и ее гибель вызывает такой мощный отклик в сердцах людей, что еще ни один зритель не вышел из зала равнодушным, пустым.

Ах да, про кровь на сцене. После спектакля я побеседовала с Екатериной Назаровой (Офелия) и Евгенией Саламатовой (Гертруда). Хореография пластической драмы оказалась выверенной, выразительной, сильной. Как артистам удалось так отработать технику выполнения сложных, почти акробатических элементов, это спецподготовка? Оказалось, что, например, Екатерина Назарова не могла раньше сделать даже элементарное и неопасное «колесо». Спектакль готовили всего месяц, именно на такой краткий период приехал из Москвы режиссер, но он настолько «заразил» труппу своей идеей, что репетировали ежедневно с утра до вечера, преодолевая страхи и боль. «Мы все выкладывались на двести процентов, — говорят девушки. – Надо кувырок, прыжок, падение? Делаем, никаких вопросов».  Разбитые ноги, синяки, ожоги кожи от танцевания босиком по линолеуму, вот она, кровь…

«Когда удается тронуть душу зрителя, растопить оболочку скепсиса, цинизма, понимаешь, что ты не зря выходил на сцену. По сравнению с этой высотой все наши синяки и шишки – такая ерунда…».

Подготовила Ольга Ковалевская

P.S.: В конце прошлого года из Москвы в Северск приезжал целый десант преподавателей знаменитого театрального института им. Щукина. Преподаватель по сценическому движению дал один мастер-класс, артисты «Нашего мира» просили еще. Но после просмотра «Offeлии» он отказался: «Ребята, я вам не нужен…».

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.