Вторник, Ноябрь 21, 2017
Главная / Культура / Врачеватель душ

Врачеватель душ

О том, что такое театр

«Мы до сих пор не верим своему счастью, не сон ли это? – к нам в Северск приехал целый десант знаменитого Театрального института имени Щукина, приехал замечательный актер театра и кино, Народный артист Евгений Князев!», — говорят в отделе культуры Администрации города. И действительно, в очередной раз, благодаря проекту  «Территория культуры Росатома» северская культурная общественность получила просто шикарный подарок!

12 дней, которые нас потрясли

igez4iyz-rm

«12 дней, которые потрясли нас» — так обозначает свое впечатление от выездной творческой лаборатории Театрального института имени Щукина руководитель проекта, шутливо называемого «Щука в ЗАТОне», доцент кафедры режиссуры Вячеслав Терещенко. «Щука» неразрывно связана с Государственным Академическим театром имени Евгения Вахтангова. Режиссер Евгений Вахтангов был учеником Станиславского, продолжателем и преобразователем его всемирно известной системы. Он создал свой режиссерский метод, свой стиль репетиционной работы, подготовки актеров. И эта вахтанговская школа передается от ученика к ученику, из поколения в поколение.

Так как же внушительный преподавательский  состав института имени Щукина вместе с его ректором, Народным артистом Евгением Князевым оказался в нашем ЗАТОне?

Театр принял участие в конкурсе социально-значимых проектов Росатома, и возникла идея поработать именно в Северске. Почему? «Мы были удивлены, что в маленьком городе целых три театра! Нас это заинтересовало, — говорит Вячеслав Терещенко.  — Сам проект – это творческие лаборатории Театрального института имени Щукина практически по всем кафедрам, по которым мы обучаем будущих актеров и режиссеров. В течение двух недель мы провели занятия по сценической речи, по пластической выразительности, по мастерству актера. И знаете, когда первая группа преподавателей отправилась из Москвы в Северск, командир воздушного судна, приветствуя пассажиров, произнес: «Наш лайнер носит имя великого русского режиссера Евгения Вахтангова…». Мы переглянулись, и единодушно решили: значит, мы на правильном пути, и с Северском мы подружимся».

С 20 по 31 октября мастер-классы проходили с профессиональными актерами северских театров, учащимися театральных студий и коллективов Детской школы искусств, солистами Детской вокально-эстрадной студии «Радужка», а также Самусьского лицея и Самусьского дома культуры.

Стоит ли говорить, насколько познавательными и незабываемыми стали эти занятия для работников культурных учреждений нашего города!  Есть ощущение, что таланты северских артистов заиграют вскоре новыми гранями. Кстати, все участники мастер-классов получили сертификаты о повышении квалификации.

Ну, а наш корреспондент отправилась на творческую встречу с Народным артистом РФ, – Евгением Князевым. Он сыграл множество замечательных ролей в Театре им.Вахтангова, а самой широкой публике известен, например, по роли Григория Плоткина в сериале «Пятый ангел», и, конечно, — Вольфа Мессинга в одноименном сериале.

У истоков

la_fvodi4xw

«Знаете, я только недавно понял, что такое Театр, какова миссия театрального искусства, — начал свое общение со зрителями в Северском театре для детей и юношества Евгений Князев. – Понял, благодаря одному  греко-российскому проекту. В июле этого года наш театр представил спектакль «Царь Эдип» в самом древнем амфитеатре мира – греческом Эпидавре. Этот театр был построен в V веке до нашей эры. Эпидавр находится в трехстах километрах от Афин, неподалеку от моря, в горах. И для чего же он там построен? Этот театр был обнаружен археологами относительно недавно – в 50-х годах прошлого века. И вы знаете, оказалось, что совсем рядом находится и храм бога врачевания – Асклепия! Не просто храм, а целый древнегреческий оздоровительный комплекс. И вот тут я понял, в чем смысл театра, — это же средство для врачевания! Прежде всего, врачевания души.

Раньше я не мог понять, почему меня оскорбляет на сцене пошлость, мат, всё, что не приподнимает человека, а приземляет. Театр должен помогать человеку возвышаться, расти. Я не считаю, что предметом искусства должно быть нечто низменное. Воспитательная, просветительская, врачевательная миссия – вот задача театрального искусства. Поэтому и говорят, что в театре – «служат». Поэтому и говорил великий Вахтангов: «Только когда в вас звенят колокольчики или гудят колокола, вы имеете право называться артистами. Если в вас — пустота, вы не имеете права выходить на сцену!».

А что же касается спектакля, который мы играли в Греции, то было очень страшно.

Амфитеатр, представьте, вмещает 14 тысяч зрителей!  «Как можно там играть?! – думали мы, когда готовились к спектаклю, — Как нас будут слышать зрители?!». И на первой репетиции один из нас забрался на самые дальние от круга сцены места, и как оказалось, там были слышны слова, даже сказанные негромким голосом, шепотом! Это невероятно!

Ну, а наши греческие коллеги «готовили» нас к выступлению своеобразно: «ни в коем случае не наступите на «пуп земли» (каменный круг в центре сцены), это дурная примета»; «учтите: если выступите успешно в Эпидавре, то ваш успех будет многократно приумножен, а если провалите спектакль, то и дальше ваш ждут неудачи…». И не забывайте, что играть нам предстояло древнегреческую трагедию на родине автора, великого и нетленного Софокла, для искушенной публики, которая точно знает, что такое античный театр. В общем, наш режиссер Римас Туминас сказал: «От провала нас спасет только дождь». Но дождя не было.

И вот – день нашего выступления, мы едем из Афин в Эпидавр, и видим просто потоки автобусов и машин, которые везут тысячи зрителей на «Царя Эдипа», которого будет представлять труппа Театра имени Вахтангова. И пошли мы, как на заклание, на эту сцену… Спектакли в амфитеатрах Греции начинаются в момент, когда темнеет. Включаются прожектора, а декорациями служат горы, деревья, невероятное греческое небо с сияющими созвездиями. Это непередаваемое ощущение! Мы начали. И спектакль пошел. Я играл Тиресия – слепого оракула, который открывает Эдипу страшную правду: что это он убил своего отца, женился на матери, и является братом своим же детям, что именно он прогневил богов, которые наслали на его город мор. Завершив свою реплику, я ушел со сцены, и вдруг услышал, что амфитеатр аплодирует! А греческие друзья стали нас поздравлять, и говорили, что в Греции принято аплодировать только в конце спектакля, и что аплодисменты посреди представления – знак того, что мы действительно потрясли зрителей. В общем, это был большой успех.

И когда мы, уставшие, добрели до гримерок, и только, что называется, сняли штаны, как нам говорят: «К вам идет президент!». Что? Какой президент? Оказывается – греческий. Ну, мы обратно надели штаны, встретили президента, который сказал нам очень много хороших и приятных слов».

Балаган

ruqajarviek

«Вы спрашиваете меня про любимые роли, я вам не могу их назвать. Как могут быть не любимые? Все они любимы и уникальны для меня.

Я хочу играть много. Для меня в театре важно, когда возникает тишина в зрительном зале, когда зал начинает дышать со мной одним дыханием, когда он слышит меня, и отдается мне, вот тогда для меня есть смысл.

День у меня очень длинный: я ректор, я преподаю, я снимаюсь в кино, играю в театре. За день происходит очень многое, и иногда, когда у меня вечерний спектакль, приходит такая мысль: «Господи, вот люди домой пошли после работы отдыхать, а мне опять на сцену, да что ж это такое?..». Ну, а потом слышишь, как собирается зал, стоит этот особенный гул, ты готовишься, одеваешься, и когда подходишь к сцене, думаешь: «А чем зрители виноваты, что ты устал сегодня? Они же первый раз пришли на спектакль. Ты не имеешь права быть усталым!». И это дает какой-то импульс. Ты отдаешь энергию зрительному залу, и получаешь энергию в ответ. Я не верю артистам, которые говорят, что они так устают после спектакля, что они так уработались, что они не знают, как выйти из этого состояния. Да это же удовольствие!

Над чёрной слякотью дороги Не поднимается туман. Везут, покряхтывая, дроги Мой полинялый балаган.

Лицо дневное Арлекина Ещё бледней, чем лик Пьеро. И в угол прячет Коломбина Лохмотья, сшитые пестро…

Тащитесь, траурные клячи! Актёры, правьте ремесло, Чтобы от истины ходячей Всем стало больно и светло!

В тайник души проникла плесень, Но надо плакать, петь, идти, Чтоб в рай моих заморских песен Открылись торные пути.

Вот в этом, по-моему, суть актерской профессии…».

Подготовила Ольга Ковалевская,
Фото Евгения Седельникова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.