Вторник, Октябрь 17, 2017
Главная / Культура / «Эй, не уступай, тощая лягушка!»

«Эй, не уступай, тощая лягушка!»

В музее Северска горожане научились писать японские стихи

Мастер-класс по искусству написания знаменитых трехстиший хокку провела в прошедшую субботу в северском музее Светлана Комагина – томский поэт, филолог, искусствовед, психолог, руководитель клуба «Абажур» и коллектива экзотического танца «Раади».

Никогда бы не поверила, что буквально за полтора часа можно научиться писать краткие стихотворения в японском стиле! Однако, хокку (или по-другому – хайку) сложились абсолютно у всех участников мастер-класса.

При этом нам вовсе не потребовалось глубоко проникать в сложную культуру далекой страны. Светлана Комагина, познакомив собравшихся с общими правилами сложения трехстиший, пояснила, что в нашем случае, задача, прежде всего, выразить и диагностировать свое психологическое состояние. То есть задача больше психотерапевтическая, чем стихотворная.

«В хокку словам тесно, а мыслям просторно. Из трех строчек можно снять целый фильм», — говорит Светлана Комагина, приведя в пример несколько хокку знаменитых японских поэтов: Мацуо Басё, Еса Бусон и Кобаяси Исса.

Басё, пожалуй, знает любой мало-мальски культурный человек. Этот поэт прославил японские стихи, что называется, «для всех времен и народов». Именно пейзажная лирика Басё считается непревзойденной классикой этого уникального жанра.  Однако, оказывается, хокку носили и ироническую окраску. Так, в поэзии Кобаяси Исса — — поэта, вышедшего из крестьянской семьи, есть и ирония, и «сермяжная правда». В Японии были очень популярны лягушачьи бои, и вот Исса наблюдает за боем:

frolicking_animals1328286322352

Эй, не уступай,
Тощая лягушка!
Исса за тебя.

«Конечно, выходец из крестьян, Кобаяси Исса хорошо знал, каким трудом даётся всё в жизни, знал, каково это – быть «тощей лягушкой», — говорит Светлана Комагина. И обращая вновь наше внимание на психологический, духовный аспект хокку, добавляет: «И каждый из нас порой тоже ощущает себя вот таким слабым существом перед лицом каких-либо обстоятельств или подавляющих нас людей. Что нам нужно в такой момент, так это поддержка, самоподдержка: эй, не уступай! Исса за тебя…».

Как читать и писать хокку

Хорошее хокку можно создать только в особом состоянии сознания – сабии («просветленное одиночество»). Так же эти стихи нужно и читать: сосредоточившись полностью на словах, на смысле, на атмосфере и на картине, которую рисуют немногословные поэты. Тогда произойдёт чудо.

В каждом традиционном японском трехстишии – три плана перспективы, и, в большинстве случаев,  соотносится внутренний мир человека и состояние природы. Для многих хокку характерен парадокс: оно может начаться с позитива, а третья строчка перевернет всё:

Поёт цикада,
Но мой старый отец –
Глухой…

Кажущаяся миниатюрой картина разворачивается, как целый свиток образов: радость и красота окружающего мира во всем своем разнообразии уже не доступны родному человеку… Чувство жалости, горечи, возможной скорой потери. Можно представить себе и время, когда отец был молодым и учил своих детей любоваться красотой мира, слушать пение птиц и цикад… Вот вам и целая история жизни в трех строках!

Что нужно, чтобы написать хокку? Прежде всего, выделить время, сосредоточиться на своем состоянии, можно включить музыку, выбрать какую-то картину/картинку, и попробовать описать увиденное-услышанное-ощущаемое в трех строчках. Подсказка: если строго следовать правилам, то в первой строке должно быть 5 слогов, во второй – семь, и в третьей – вновь пять. Но поскольку цель наша – не следовать канонам, а выразить себя, то это не суть важно.

И вот из разложенных на столе картинок каждый ученик выбрал те, которые ему по нраву. Светлана сразу пояснила, что мы выбираем их не случайно: значит, что-то в этих изображениях близко нам, и это тоже момент диагностики своего психологического состояния. Каждый сосредоточился на своём, и, хотите — верьте, хотите нет, уже через пятнадцать-двадцать минут все участники мастер-класса представили на суд друг друга свежерожденные стихи! И буквально каждый заслужил аплодисменты!

Ну, а завершим свой рассказ о замечательном уроке стихосложения классикой – хокку великого Басё:

Топ-топ – лошадка моя.
Вижу себя на картине –
В просторе летних лугов.

Понятно, что в этот момент у поэта на душе мир и покой. Чего, как говорится, и вам желаем!

А еще – искренне желаем вам не упускать возможности роста и саморазвития, которых немало и в нашем маленьком городе. За выставку «Загадочная Япония» и сопутствующие ей мастер-классы отдельное спасибо городскому музею Северска и лично его директору Светлане Березовской.

            Алена Коваленко

P.S.: Выставка «Загадочная Япония» работает в музее до 5 мая (понедельник — выходной).

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.