Пятница, Ноябрь 24, 2017
Главная / Новости / Станица Северская
Казаки станицы Северской, 1991 год. Первый слева Алексей Михайлович Лукерин, второй слева - Анатолий Филиппович Музгунов, первый атаман станицы Северской, тогда тренер конноспортивной секции детского спортивного лагеря «40 лет Октября».

Станица Северская

Среди северских казаков есть потомки тех, кто пришел в Сибирь с Ермаком

В начале августа в Кривошеине прошел пятый межрегиональный казачий фестиваль «Братина». Традиционно в нем участвовали и представители станицы Северской, казаки из нашего города. Об истории северского казачества корреспондент «НВ плюс» беседовал с Алексеем Лукериным, который в 1993-2001 годах был казачьим атаманом Северска.

Откуда взялись северские казаки

Четверть века назад, 29 июня 1990 года на учредительном Большом казачьем круге в Москве был создан Союз казаков России. В то время во всей стране, от Дона и до Амура стали собираться казачьи круги – люди старались успеть передать своим детям и внукам всё, что смогли сохранить.
— В Северске начиналось все в декабре 1990 года, — начинает свое рассказ Алексей Михайлович. – У нас появилась инициативная группа из девяти родовых казаков, которые и решили объединиться. Организационный круг северских казаков прошел в доме культуры им. Островского. Своим атаманом казаки выбрали Анатолия Филипповича Музгунова.
Здесь следует сделать небольшое отступление. В советские времена отношения у власти с казаками были сложные. Во время гражданской войны действовала политика расказачивания, пытались запретить даже само понятие «казачество». Лишь к середине 1930-х, в том числе благодаря «Тихому Дону» Михаила Шолохова, отношение к казакам понемногу изменилось.
И все-таки несмотря на это, свои традиции, историю в казацких семьях предпочитали держать в тайне. Особенно это касалось вещей, которые имели прямое отношение к казачеству, дореволюционных семейных фото и наград царского времени.
— В детстве родители нам даже не рассказывали, что мы из казаков, — вспоминает Алексей Лукерин.
Поэтому значительная часть казацкой культуры передавалась с речью – ведь у казаков из разных мест (до 1917 года в Российской империи было 13 казачьих войск) существовали свои особенные говоры, слова.
В советское время кого-то из казаков высылали с родных мест во время коллективизации, кто-то переезжал сам на стройки или спасаясь от репрессий. Поэтому к 1990-му году российские казаки, исторически имевшие принадлежность к одному казачьему войску, но родившиеся или жившие долгое время в другой части страны, считали себя коренными жителям того региона. Так было и с северскими казаками.
Среди отцов-основателей северского казачества, учрежденной в 1994 году, были те, кто вышли родом из уральских, терских или донских казаков. Но есть и те, чьи далекие предки пришли в Сибирь с самим Ермаком – как у старейшины северских казаков, участника Великой Отечественной войны Александра Васильевича Кудрина.
— Я родился в Омской области, мои родители имели корни на Дону, — говорит Алексей Михайлович. – Сам я уже 36 лет живу в Северске, так что я с полным правом считаю себя коренным казаком станицы Северской.

Казак – не по крови, а по духу

С середины 1990-х годов российское государство, исходя из того, что казаки исторически были служилым сословием, ставит казачьи общества под свой контроль. В 2005 году появился федеральный закон и Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Так что в настоящее время в нашей стране одновременно действуют Союз казаков России и одиннадцать реестровых войсковых казачьих обществ.
По мнению Алексея Михайловича, здесь никакого противоречия нет. Союз казаков России занимается сохранением и развитием исторических и культурных традиций отечественного казачества. А реестровые казачьи общества объединяют казаков, прошедших военную службу и готовящихся к ней, молодых людей, это своего рода военный кадровый резерв армии и силовых органов.
— Так что, задача северских казаков, входящих в Союз казаков России, — говорит Алексей Лукерин, — готовить молодежь для реестра. В нашем городе реестровых казаков сегодня возглавляет Олег Колбас, а атаман станицы Северской – есаул Александр Ясюкевич.
Интересно, а нынешнее казачество это замкнутое сообщество или все-таки можно человеку со стороны стать казаком? – спрашиваю я у Алексея Михайловича.
Есть казаки родовые, то есть, по отцу и матери – объясняет мне собеседник. Если у человека из казачьего рода только мать – его зовут болдырь. Но в любом случае, и сегодня каждый может стать казаком. Главное – это принять присягу, обещать уважать казацкие традиции, посещать храм божий, помогать станице и казакам в случае необходимости. Одно из главных наших правил – взаимная поддержка.
Тех, кто решится вступить в казаки, здесь называют «иногородними». Такому «иногороднему» дается испытательный срок в три месяца. Если он будет соблюдать все правила и взятые на себя обязательства, его станут считать казаком.

Павел РЯБОВ

P.S. Между прочим, было время, когда в казаки записывали даже пленных наполеоновских солдат, как французов, так и поляков, которые выразили желание служить русскому государству.

Казачьи войска до 1917 года:
Амурское войско
Астраханское войско
Волжское войско
Донское войско
Енисейское войско
Забайкальское войско
Кубанское войско
Оренбургское войско
Семиреченское войско
Сибирское войско
Терское войско
Уральское войско
Уссурийское войско

Казачьи реестровые войсковые и отдельные окружные казачьи общества сегодня:
Волжское войсковое казачье общество
Сибирское войсковое казачье общество
Забайкальское войсковое казачье общество
Терское войсковое казачье общество
Уссурийское войсковое казачье общество
Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»
Енисейское войсковое казачье общество
Оренбургское войсковое казачье общество
Кубанское войсковое казачье общество
Иркутское войсковое казачье общество
Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско»

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.